ВОПРОС УЧАСТИ НЕКРЕЩЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ В СВЕТЕ АПОСТОЛЬСКИХ СЛОВ О ПРЕДУЗНАНИИ (Рим. 8 глава) "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:29-30). Это апостольское учение из послания Римлянам вопрос помогает взглянуть на вопрос посмертной участи некрещённых младенцев с другой стороны. Кратко учение апостола о Божием призвании людей к Себе можно изобразить в такой последовательности: Предузнал ➡ Предопределил ➡ Призвал ➡ Оправдал ➡ Прославил ➡. Блаженный Феодорит пишет: "в ком предузнал твердое расположение, тех изначала предустави, а предуставив, призва; потом, призвав, оправда крещением; оправдав же, прослави, наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятого Духа". Всех, в ком Господь предвидит будущее волеизъявление быть с Ним, предопределяет (устраивает удобные обстоятельства) и призывает, подавая в святом Крещении прощение грехов. Может ли Господь, предузнав будущее расположения младенца к вере и стремлению к совершенству, воспрепятствовать ему получить оправдание в святом Крещении и получении благодати, забрав его жизнь? Если отталкиваться от слов апостола Павла и от того, что Господь милосерд и всемогущ, то, ответ очевиден: любящий Бог не лишит дара оправдания и благодати тех, чья воля направлена к Нему. Господь наперед знает о расположении воли ещё неродившегося на свет человека. Всеведующий Бог знает о будущем свободном выборе человека наперёд. Тем, в ком Господь видит будущее свободное решение веровать и быть с Ним, Господь предопределят и родиться и жить там, где его окружение способствовало бы его приходу к Богу. Это к вопросу к ложному мнению о том, что многие жители далёких стран, где нет Православия "не будут осуждены, так как они не слышали Евангелие". Но, наоборот, Господь, предузнавший наперёд выбор тех, кто откажется от Него, да бы не навлечь на них большее осуждение, промышляет многим родиться вдали от мест, где распространено слово Божие (но, в то же время, кому-то и не промышляет этого, но использует их для пользы верным). Затем Господь призывает человека: "Призвание завершается от лица Божия возвещением Евангелия с великой благодатною силою". Оправдание человека происходит в Таинстве святого Крещения, а прославление — в даровании ему благодати. Так вот, многие говорят, что Господь может ввести в Царствие Небесное младенцев, умерших без оправдания святым Крещением, так как, "Он милостив, а младенцы не сотворили сознательных грехов". Но, в самом тезисе заложена неверная основа, и, на самом деле, в таком случае Господь ложно выставляется: 1) Немощным. Так как Сам Господь сказал, что не родившийся от воды и Духа не увидит Царствия Божия (Ин.3), но, при этом, допустил смерть младенца, который как бы "не успел" принять святое Крещение. И вот, как бы так получается, что Господь "не вмешался", ребёнок умер, но, теперь, Господь Своей милостью как бы может исправить ситуацию... 2) Непромышляющим. Так как, Господь как бы "не досмотрел" и допустил смерть не сподобившегося Святого Крещения. 3) Немилосердным. Так как по какой-то причине не даровал человеку возможность смытия проклятия первородного греха. То есть, сама позиция, что Господь по Своей милости упокоит вместе со святыми некрещённых младенцев, выставляет Бога не промышляющим о человеке здесь, в земной жизни. Если сторонники такой позиции говорят, что Бог милосерд, то, как тогда как они объясняют, что Милосердный Господь допустил смерть некрещённого младенца? Отвечают: не знаем, это тайна Божия. И при этом, относительно посмертной участи они уже не говорят "не знаем, это тайна", но, утверждают, что Господь добр и введёт некрещенных младенцев в Рай. А, что, на земле Господь не добр? Или добр, но, невнимателен? Или невсемогущ? 4) Невсевидящим. Так как Господь как бы не знает, что человек совершит в будущем и допускает смерть человека, который мог бы достичь святости... Слова апостола Павла о предузнании (Рим.8:29) отвечают на данное недоумение. Господом предузнаны все, кому даётся жизнь. И если Бог наперёд знает, что человек по своей свободной воле в будущем не выберет Его и жизнь с Ним, то, что же тогда будет являться выражением милосердия и любви Божией? Дать человеку возможность пожить, накопить грехов (и получить осуждение за сознательные беззакония) или забрать его в том состоянии (с наличием проклятия первородного греха), в котором он не будет спрошен и наказан за сознательные согрешения? Конечно, зная наперёд, что человек не раскается, с точки зрения любви более милосердно будет лишить человека возможности накопления себе большего воздаяния за содеянные грехи. Некоторые говорят так: "Неужели вы думаете, что на суде Господь не помилует душу некрещенного младенца, ведь тот ни разу не согрешил?". Сам подход для мировоззрения христианина тоже весьма странный. В нём Господь сравнивается с судьёй-человеком, который во время судебного процесса знакомится с делом подсудимого. Но Господь не на суде рассматривает душу человека для её участи, а во время его земной жизни уже знает о человеке всё. В том числе и будущий выбор человека, который он мог бы сделать. Зная будущий выбор человека, Господь уже предопределяет для человека то, что ему будет полезнее. Святитель Феофан Затворник пишет так: "Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же, — но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение — следствие свободных дел". Ошибаются заявляющие, что учение о предопределении якобы не является православным. Так как, зачастую присывают этому учению ложное заблуждение о том, что Бог предопределяет, якобы не смотря на будущие дела человека. Но, Церковь отвергла это лжеучение и провозгласила, как верно понимать апостольские слова о предопределении. «Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины; ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, “Который хощет всем человекам спастися и в познание истины прийти” (1Тим. 2:4), но поелику Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил… Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием и нечестием» («Послание Восточных патриархов», 1723 г.). В православном учении о предопределении отсутствует фатализм, так как нет некой слепой, не зависящей от человека предрешенности. А есть действия Бога, напрямую связанные с делами человека, даже которые он ещё не совершил, но, совершил бы в будущем. В толковании на послание Римлянам святитель Иоанн Златоуст говорит, что Бог "не ждет, как человек, окончания дела, чтобы видеть, кто добр, кто нет, но и прежде этого знает, кто порочен и кто нет… Избирать от самого рождения есть дело предведения: чтобы обнаружилось, говорит, избрание Божье, совершившееся по изволению и предвидению, Бог с первого дня узнал и предрек и доброго, и не доброго» Поэтому, дело обстоит не так, что душа младенца попадает на суд к Богу и Он начинает рассматривать и принимать решение о её участи. Ведь это Он Сам забирает жизнь человека, предузнав его и заботясь о его будущей участи. Поэтому, сам подход, что участь некрещенных младенцев решается за гробом, звучит как вера в то, что Господь ИЛИ не проявляет милосердия здесь, в земной жизни, ИЛИ не предузнаёт тех, чья жизнь внезапно оборвалась (да и вообще, будто бы не Он Сам забрал жизнь). И то и другое является невольным выпадом как раз именно против милосердия Господа и Его заботы о каждом человеке. Ну, и конечно же, вообще, сам ложный подход, утверждающий о возможности спасения без святого Крещения (человека любого возраста), выставляет необязательным и Боговоплощение и крестные Страдания Спасителя. Зачем тогда всё это нужно было соделывать Господу, если можно было бы просто взять и посмертно очистить человека? В 124‑м правиле Карфагенского собора сказано о том, почему младенцам для спасения необходимо принятие Таинства Святого Крещения: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема». В данной статье нет цели дать точное местонахождение душ умерших без Крещения младенцев, а лишь показывается то, что Бог промышляет о каждом человеке и никогда не забирает из жизни по некой случайности или недоразумению. Но, зная будущие дела человека, наоборот, оказывает ему милосердие уже здесь преграждает им быть перспективу быть осужденным и за сознательные злые дела. В тему: Нет народа, не знающем у Страшном Суде. Рим. 1 (https://m.vk.com/wall71018587_7874) Почему человек не верит в Бога. Рим 1. (https://vk.com/dulevichanton?w=wall71018587_7829%2Fall) #АпостолПавел #Библия